вернуться на главную

Состояние рынка покупки-продажи действующих ресторанов в январе-марте 2005 г.

Значительная часть выставляемых на продажу предприятий общепита является в момент продажи убыточными или неприбыльными. В тоже время необходимо отметить, что 60% из предлагаемых к продаже предприятий работает менее года, а следовательно, еще не прошло достаточное время для раскрутки. Причиной продажи недавно открывшихся бизнесов, как правило, является отсутствие необходимых средств для развития. Для инвесторов приобретение бизнеса на данном этапе означает возможность сэкономить время на его создании. Однако продавцам необходимо понимать, что продажа недавно открывшегося ресторана, еще не доказавшего конкурентоспособность своей концепции, возможна только в случае, если продавец готов установить привлекательную цену. Попытки завысить цену, обосновать ее через будущие потенциальные доходы практически всегда оказывается неудачной. Нередко упущенную возможность продажи уже не вернуть, вместо продажи бизнеса, его собственники оказываются вынуждены освободить арендуемое помещение и вывезти оборудование, 75-85% вложенных в создание бизнеса средств оказываются потерянными. Продать ресторана или кафе можно, если его стоимость составляет 50-70% затрат на его создание. Новые предприятия общепита часто приобретают профессиональные инвесторы в целях расширения имеющихся сетей, естественно, что такая покупка сопровождается изменением концепции и требует дополнительных инвестиций.

Заработать на продаже удается тем продавцам предприятий общепита, которые выставляют на продажу бизнес, уже прошедший период раскрутки, вышедший на высокий уровень рентабельности. В этом случае инвесторы, в первую очередь новички ресторанного бизнеса, готовы заплатить цену, которая может быть значительно выше, чем затраты на создание бизнеса и стоимость его активов.

Начиная с марта, число выставленных на продажу предприятий общепита - ресторанов, кафе, ночных клубов — значительно выросло. Так, если в январе-феврале в «Магазин Готового Бизнеса» поступило 8 предложений о продаже, то в марте поступило 12 подобных предложений, В ближайшее время эта тенденция сохранится. Значительный рост конкуренции на московском рынке общепита будет означать увеличение предложений о продаже действующих ресторанов, кафе, ночных клубов. В течение апреля-июня консультанты «Магазина Готового Бизнеса» ожидают поступление 20-30 заявок на продажу.

Только 5% выставленных на продажу заведений обладают помещением в собственности, 95% ресторанов, кафе, клубов занимают арендованные помещения. В 28% случаев — это краткосрочные договоры аренды, заключаемые на срок менее одного года, в 40% случаев — среднесрочные договоры сроком до пяти лет и в 27% — долгосрочные договоры аренды на пять и более лет. Необходимо отметить, что доля долгосрочных и среднесрочных договоров аренды медленно, но верно увеличивается в течение последних двух лет. Этот фактор можно рассматривать как положительный и способствующий росту числа сделок купли-продажи действующих предприятий общепита.

Диапазон стоимости выставленных на продажу заведений общепита составил от $20 тыс. до $1,7 млн. Распределение предложений на продажу по стоимости представлено на диаграмме №2. Предложения стоимостью более 1 млн. составили 5% от общего числа предложений, от $500 тыс. до $1 млн. — 15%, от $250 до 500 тыс. — 25%, от 100 до 250 тыс. — 40% и менее 100 тыс. — 15%.

Источник: Журнал "Ресторатор"

вернуться на главную