Вход в кабинет
E-mail:  
Пароль:
Забыли?
Зарегистрироваться



5831/9885910


Подписка на новости, новые предложения о покупке и продаже бизнеса:
   
Рассылки@Mail.ru
Покупка и продажа бизнеса - свежие предложения
 


  Предложения:

Новые идеи бизнеса


Новые инвестиционные предложения:
 



Случайное фото
Бизнес
Продажа бизнеса

Продажа бизнеса
А.Окунь - бизнес-брокер, консультант КЦ "Экспресс Групп"

Быть бизнесменом в России всегда было непросто. Можно вложить в бизнес много сил, денег, времени и через какое-то время осознать, что обратной отдачи не будет. Бизнес просто не приносит прибылей или у вас опять же не хватает денег, времени или сил, чтобы им заниматься. Что тогда прикажете делать? Можно сидеть и ждать банкротства, а можно попробовать извлечь даже из нерентабельного бизнеса какую-то пользу.

Специально для таких случаев и существуют такая вещь, как продажа бизнеса. Давайте рассмотрим некоторые существенные особенности такой сделки. Итак, в первую очередь нам надо разобраться, какое же предприятие можно назвать «готовым бизнесом».

Ну, во-первых, готовый бизнес – это уже существующий полный пакет правоустанавливающих документов, на основании которых предприятие и осуществляет свою хозяйственную деятельность: регистрационные документы, лицензии, разрешения, документы, подтверждающие права собственности на помещение, землю и т.д., договора покупки оборудования, договора с поставщиками и покупателями и прочие юридические документы. По этой, кстати говоря, причине, часто бывает намного выгоднее купить готовый бизнес, чем организовывать новый, поскольку все эти юридические вопросы по получению различных согласований, разрешений, лицензий и т.д., а также заключение договоров с поставщиками и покупателями отнимают у предпринимателя много сил и времени, а порой и денег.

Во-вторых, это действующее, работающее предприятие со своей бухгалтерией, персоналом, собственным или арендуемым помещением, налаженными каналами поставки сырья и сбыта готовой продукции. Покупка и продажа такого бизнеса, чаще всего осуществляется целиком, то есть, бизнес не делится на части, хотя возможны варианты когда, например, продается часть бизнеса – в этом случае новому собственнику переуступается какая-то доля либо продается часть акций этого предприятия. Конечно же, продажа такого предприятия (бизнеса) осуществляется, вместе с персоналом, каналами сбыта и поставки сырья, помещением и т.д. Правда, бывают случаи, когда на продажу выставляются предприятия, находящиеся в законсервированном состоянии, т.е. без персонала, либо с минимальным его количеством. Но такой бизнес продается куда сложнее, поскольку, новый собственник, как правило, хочет видеть все же действующее предприятие, приносящее доход сейчас и дающее возможность приносить его и в будущем.

И, в-третьих, это сама идея развития бизнеса, в которой заключается экономический смысл ведения бизнеса, и на основании которой осуществляется дальнейшее стратегическое и тактическое планирование хозяйственной деятельности предприятия. При отсутствии этого третьего параметра, а тем более, когда сама деятельность предприятия заморожена (отсутствие персонала, отсутствие объемов выпуска готовой продукции, сбыта товара и т.д.) такой бизнес назвать «готовым» можно лишь с большим натягом, поскольку вообщем-то, самого-то бизнеса и нет.

Но вернёмся к самому процессу продажи бизнеса. Как это происходит? На западе этот механизм уже вполне отработан, и существует соответствующая законодательная и нормативная база продажи предприятия (бизнеса). Большое количество компаний, специализирующихся на покупке-продаже бизнеса, в том числе осуществляющих посреднические услуги при продаже бизнеса, создают благоприятную рыночную среду для осуществления таких сделок. У нас же, в России, пока проведение таких сделок несколько сложнее – до конца не отработаны механизмы купли-продажи предприятий и передачи прав собственности, в том числе с точки зрения российского законодательства. Тем не менее, предприятия продаются, и продается также готовый бизнес. Как правило, продажа такого бизнеса происходит путем переуступки доли в предприятии (если предприятие создано в форме ООО), либо продажи новому собственнику части акций (если предприятие создано в форме ЗАО). Предприятие также может быть продано и как имущественный комплекс. В этом случае процедура продажи осуществляется на основании ГК РФ (ч.1 и 2) ст.132, ст.559-566.

Как же осуществляется поиск покупателя бизнеса? В России весь этот процесс более хаотичен и часто носит более личный характер, например, когда Вы продаёте бизнес знакомым или через своих друзей. Компаний, занимающихся покупкой и продажей бизнеса у нас пока мало, однако, со временем, ожидается рост подобных компаний, связанный с тем, что предпринимательство в России набирает обороты. Если вы решили продавать бизнес, то лучше всего, обратиться к специалисту или компании, занимающейся непосредственно этим видом деятельности. Специалисты такой компании помогут правильно произвести оценку Вашего бизнеса, при необходимости проведут аудит, подготовят инвестиционный меморандум о продаже бизнеса, составят бизнес-план и т.д. Очень важно изначально правильно определиться с ценой на продаваемый бизнес. На практике часто бывает, что продавец называет завышенную цену. Прикинув свои затраты на организацию бизнеса, подсчитав другие затраты, которые пришлось понести в период его создания и развития, в том числе на неудачную раскрутку бренда, рекламу и т.д. продавец пытается компенсировать свои расходы, плюс прибавить еще что-то сверху. И рынок, в принципе, не готов платить по такой цене. Такой бизнес может продаваться очень долго, и все лишь по той причине, что цена на него слишком завышена. Потом, продавец все же будет вынужден либо снизить свою цену, либо попытаться снова раскрутить и поднять свое предприятие (бизнес). При этом будет упущено время. Поэтому, очень важно, на первом этапе правильно сориентироваться в продажной цене. В этом Вам могут помочь только специалисты, хорошо разбирающиеся в рынке и в методике оценки бизнеса.

Теперь давайте рассмотрим иную ситуацию. Вы – будущий предприниматель, и хотите заняться своим бизнесом. Можно начинать всё с нуля, регистрировать компанию, получать лицензии, разрешения, набирать штат сотрудников, искать поставщиков и покупателей. А можно купить всё сразу и сэкономить время. Что же для этого нужно? Есть несколько основных моментов, которые при этом надо учитывать (оговорюсь сразу – речь идет о небольшом бизнесе – стоимостью до 300-500 тыс. $, поскольку более крупный бизнес требует проработки большего круга вопросов):

- во-первых, надо составить бизнес-план, отталкиваясь от которого Вы сумеете определить для себя, какая сумма Вам понадобиться для покупки бизнеса, какие прибыли Вы хотели бы и можете от него получить, какие убытки понести, в том числе придётся учесть и размер налогов, которые всё равно придётся платить, даже если поначалу будут одни затраты;

- конечно, с покупкой бизнеса Вы сможете справиться сами, но все же лучше будет, если Вы найдёте хорошего профессионального консультанта (компанию по покупке-продаже бизнеса), который будет консультировать Вас по тем или иным вопросам сделки: проверке предприятия, оценке, аудиту, оформлению документов и т.д., и сможет также выступить посредником и гарантом сделки при передаче денег;

- если для покупки бизнеса, своих средств не хватает, подыщите Банк, в котором Вы сможете взять кредит под приемлемые проценты, а для этого побольше узнайте о возможности получения таких кредитов. Беря кредит, не забудьте так же учесть сумму на непредвиденные расходы, раз уж решились заняться покупкой бизнеса, то не берите деньги, что называется "впритык";

- надо также учитывать и то, бизнес какого типа вы бы хотели купить. Нужно определить его потенциал, решить, чем Вы сможете отличаться от ваших конкурентов, являются ли Ваши идеи новаторски-уникальными;

- не пренебрегайте такой вещью, как исследование рынка, узнайте, какими способами пользуются Ваши конкуренты для продвижения своего товара;

- объективно назначайтете цену, для продажи товаров и услуг, не обманывая себя решите, соответствует ли качество Вашего товара (услуг) его цене;

- совершив покупку бизнеса, решите, какие дополнительные действия требуются для его развития, чем Вы еще сможете привлечь своих новых клиентов (покупателей).

И, наконец, личные вопросы относительно покупки бизнеса. Они очень важны, если Вы начинаете какое-то свое новое дело - спросите сами себя, сможете ли Вы вынести тот груз напряжения и ответственности, которые подразумевают под собой ведение бизнеса.

Убедитесь в том, что Ваша семья поддерживает Ваше решение. Покупка бизнеса, как было сказано выше, это серьёзный шаг, влекущий за собой немалые материальные и моральные издержки. Согласятся ли Ваши близкие заложить, скажем, квартиру или дачу, для получения кредита на развитие бизнеса. Ведь в этом случае, есть риск потерять если и не всё, то очень многое. Впрочем, риск есть всегда, а кто не рискует, тот, как говорится «не пьёт шампанского». Тут всё будет зависеть от вашего таланта бизнесмена. Решайтесь, рискуйте, настройтесь на победу и всё у Вас получится!



Добавлено: 12.04.2007              Рейтинг статьи:  4  Поставить оценку        Просмотров: 1110

Все полезные статьи



Другие статьи по этой теме

Рынок продаж готового бизнеса развивается / М.Прошичев 
Рынок продаж готового бизнеса развиваетсяМ.Прошичев - бизнес-брокер, консультант КЦ "Экспресс Групп"Все больше инвесторов заинтересованы в приобретении сложившейся компании, ... Подробнее >>
 
Семья помнит / А.Москвич 
Семья помнит / (Журнал "Smart Money" № 24 от 28 августа 2006 г).Компании "золотой середины" (переросшие уровень малого бизнеса), как правило, когда-то создавались как семейные ... Подробнее >>
 
Предмет разговора / А.Москвич 
Предмет разговора / (Журнал "Smart Money" № 23 от 21 августа 2006 г).Мечта любого продавца компании, переросшей уровень малого бизнеса, — найти двух-трех потенциальных покупателей ... Подробнее >>
 
Стратегия и тактика / А.Москвич 
Стратегия и тактика / (Журнал "Smart Money" № 22 от 14 августа 2006 г).Мысль о том, что перед продажей бизнеса нужно разработать ее стратегию, многим кажется удивительной. Обычно ... Подробнее >>
 
Оглядка на соседа / А.Москвич 
Оглядка на соседа/Журнал «Smart Money» (№ 21 от 7 августа 2006 г).На какую цену ориентироваться при продаже компании, выросшей из малого бизнеса? Какой из трех общепринятых ... Подробнее >>
 
Поиск по ID
Полезные статьи

Как создать свой бизнес - здесь профессионалы делятся секретами, как создать и развить успешный бизнес

Как продать бизнес? - рекомендации тем, кто хочет продать свой бизнес

Что лучше – готовый бизнес или все начать с нуля? - cтатья, рассказывающая о возможности купить готовый бизнес …

Читать все статьи -

Другие проекты

BizTerminal – профессиональный терминал по продаже и покупке готового бизнеса

REZYME.RU – сайт по подбору кадров для работодателей и тех, кто ищет работу

Тендеры на продажу бизнеса



Комментарии:

ПРОДАЖА БИЗНЕСА


Идеи бизнеса


Инвестиционные проекты